Мировой океан довел водоросли до однообразия

У микромира свои законы эволюции. К такому выводу пришли ученые, изучавшие микроскопические диатомовые водоросли. Оказалось, они плавают вместе с течениями по всему Мировому океану, поэтому новые виды просто не успевают образоваться. Впрочем, вывод биологов можно оспорить.

Изоляция решает все?

Ученые всегда считали, что законы эволюции едины для всех — для растений, животных, бактерий, вирусов, грибов. Ведь как гласит классическая теория, видообразование происходит во многом благодаря географической изоляции. Это означает, что попав в изоляцию, виды долго живут независимой и самостоятельной жизнью. Они постепенно адаптируются к определенным условиям и, значит, эволюционируют. Другое важное следствие этого утверждения — родственные виды не могут жить далеко друг от друга. Это классическая дарвиновская теория. Но современник Дарвина, немецкий биолог и медик Курт Поликарп Йоахим Шпренгель считал, что «все, что меньше 1 мм, распространено повсюду». Эти слова, прозвучавшие 200 лет назад, оказались на удивление актуальными и сейчас.

Доктор Педро Серменьо (P. Cermeno) из университета города Виго (Испания) и доктор Паул Фалковски (P.G. Falkowski) из университета Ратгерса (Нью-Брансвик, США) показали на примере микроскопических диатомовых водорослей, что у микромира свои законы эволюции — для них не существует никаких барьеров и географической изоляции.

Ископамые диатомеи

Ученые изучали ископаемые остатки диатомей, воспользовавшись базой данных программы глубоководного бурения (Deep Sea Drilling Project and Ocean Drilling Program). Керны с остатками водорослей отбирались в Северной Атлантике, Тихом, Южном и Северном Ледовитом океане. Под пристальным наблюдением доктора Серменьо и его коллеги оказались 307 видов диатомей, живших в разное время — начиная с раннего плейстоцена (1,5 млн лет назад) и до наших дней.

Водоросли-консерваторы

Перед учеными стояли две задачи. Во-первых, изучить филогенетическую линию диатомей за этот период, то есть посмотреть, как шло видообразование этой группы. А во-вторых, выяснить, насколько состав сообществ диатомовых водорослей отличается в разных океанах.

Оказалось, что за 1,5 миллиона лет диатомеи практически никак не изменились. Несмотря на всю нестабильность климата этого периода — череду потеплений и похолоданий — диатомовые водоросли как будто остановились в развитии: эволюция их практически не затронула. «Многие виды диатомовых водорослей очень похожи внешне, а с другой стороны, генетически они различаются. На это как-то не обращали внимания раньше, а это очень важно. Мы считаем, что это связано прежде всего с отсутствием барьеров, препятствующих распространению диатомей», – считают авторы работы. Ведь без географической изоляции морфологические различия просто не успели сформироваться.

Кругосветное плавание

Одни и те же виды ученые обнаружили в Тихом, Южном и Атлантическом океане. Причем видовой состав сообществ в этих разных океанах совпадал на 97%. Это значит, что диатомеи могут свободно перемещаться практически по всему Мировому океану. Скорее всего, считает доктор Серменьо, диатомеи из Тихого океана попадают в течения около Индонезии, потом их подхватывает поток около мыса Игольного, а затем уже они оказываются в Атлантике, где двигаются на север. Кроме того, доктор Серменьо не исключает того, что диатомеи из Тихого океана попадают в поток Антарктического циркумполярного течения и оказываются в Южном океане. Или из Тихого океана через Северный Ледовитый океан плывут в Арктику.

Более подробно о результатах работы ученых можно прочитать в журнале Science. Однако прежде чем соглашаться с выводами биологов, стоит вспомнить основной постулат дарвиновской теории — про изоляцию. Ведь если течения перемещают водоросли по всей Земле, то ни о какой изоляции речи идти не может. Скорее, можно говорить о наборе универсальных приспособлений, которые со временем распространяются на водоросли всей планеты.

Источник: www.oceanology.ru

Комментарии: (2)

1. ondatr 18-09-2009 20:48

Ничего нового здесь нет. Уже больше 20 лет продолжается война сторонников космополитичности (T. Fenchel) и эндемизма (W.Foissner) простейших. Но она касается почти исключительно пресных вод и почв. Для мирового океана ни Фойснер, при всей своей убежденности, ни кто либо другой, не может привести аргументов в пользу эндемизма. Сообщества простейших в мировом океане однородны и одинаковы по качественному составу, а доминирование определяется принципом "nature select" - "выбирает природа" - в основном в соответствии с температурой и соленостью. Кроме того, водоросли могут и не развиваться подо льдом, но приноситься под него течениями и оседать там в донные осадки.

Вряд ли при условии глобальной циркуляции океана в течение последней четверти миллиарда лет могли бы существовать локальные локусы видообразования морских видов фитопланктона - не только диатомей, а и всех других перешедших в океан групп.

Так или иначе, имя Пола Фальковского - практически 100% гарантия качественно сделанной работы.

2. ondatr 18-09-2009 21:04

PS Кроме того, если в гомогенных условиях меньше скорость дивергентного видообразования, то скорость вымирания видов тоже, очевидно, меньше. В результате, трудно говорить, уменьшит или увеличит космополитичность скорость эволюции - тем более что видообразование происходит на границах ареалов, а длина этих границ у космополитичного вида куда как больше, чем у эндемика.